В настоящее время делаются попытки разработки новой более обоснованной стратегии регулирования промысла и охраны ресурсов рифа с привлечением новейших знаний об экологии рифов и с использованием результатов модельных исследований Bradbury, Reichelt, 1981; Dahl, 1981; Johannes, 1981). Серьезные модельные исследования, послужившие основой для выработки стратегии управления ресурсами Гавайских островов, были выполнены на рифах Френч-Фрегат Шоалз. На основе анализа пищевых потребностей основных компонентов и руководящих видов в составе экосистемы определяются возможные величины элиминации рыб за счет выедания их хищниками и за счет вылова. Это открывает путь для обоснованных оценок допустимых размеров промысла, определяя таким образом место человека как доминирующего хищника в экосистеме рифа (Grigg, 1981; Grigg et al., 1984). В целом же меры по охране ресурсов рифов, где они вообще принимаются, до сих пор не имеют серьезной научной основы и носят чаще всего характер экстренных запретительных мер, таких, как введение квот, выдача лицензий, организация парков и заповедников, ограничение доступа людей в рифовые зоны (Done, 1981; Japp, 1983). Труднее всего проводить регулирование промысла в бедных развивающихся странах с высокой плотностью населения. Задача правительств этих государств — накормить людей. Всякие попытки регламентации наталкиваются на противодействие населения, страдающего от недостатка белка. В качестве примеров можно привести ситуацию на островах Тонга, на Таиланде, в Индонезии. На островах Тонга правительство вводило запреты, и заповедные зоны, однако население здесь уже истребило тридакн. Ощущается перелов крупных хищных рыб. Для рыболовства туземцы широко используют деструктивные методы. Не считая кораллы чем-то живым, они крушат их ломами, чтобы выловить прячущуюся в них съедобную живность. В результате рифы Тонга серьезно деградируют (Chesher, 1985; Dahl, 1985). На атолле Футуна (острова Туамоту) во время низких отливов на риф выходит все население острова, сопровождаемое свиньями и собаками. После такого нашествия флет рифа оказывается буквально разгромленным. Люди и свиньи выбирают все съедобное, переворачивают все камни, громят кораллы, убивая живущую в них инфауну. Рыбу травят растительными ядами на мелководьях и губят при этом много молоди. Вполне естественно, что любая регламентация в таких районах встречает оппозицию населения.
В развивающихся странах со средним уровнем развития экономики, таких, как Французская Полинезия, Новая Гвинея, Филиппины, Маврикий, ресурсы рифов эксплуатируются также достаточно интенсивно. Однако здесь население в меньшей степени зависит от ресурсов рифа. Рыболовство здесь в значительной мере ориентировано на добычу крупных и ценных в пищевом отношении рифовых рыб, идущих на рынок для покрытия расходов по импорту товаров из развитых стран. Этой же цели служит интенсивно развиваемый здесь туризм. В этих странах мероприятия по охране ресурсов и природы рифов часто имеют успех, особенно там, где сохранились традиционные обычаи рыболовства, а также там, где их проведение сопровождается активной разъяснительной работой (Johannes, 1981а). Положительный опыт таких мероприятий имеется на Филиппинах (Alcala, Luchavez, 1981; Cabanban, White, 1981). В зонах интенсивного рыболовства на островах Сумиллон и Апо с прилегающими к ним рифами были организованы морские заповедники с регламентацией промысла. Их организаторы — биологи местного университета сумели путем проведения лекций и неформальных бесед разъяснить местным рыбакам, что эти мероприятия для них же выгодны. Они сохранят запасы от перелова, обеспечат им стабильные уловы при сохранении привлекательности рифов этих островов для туристов. На Филиппинах был запрещен с 1981 г. вывоз кораллов и введены меры по ограничению их использования для строительства (Gomez, 1982, 1983).
Развитые страны в определении своей стратегии охраны рифов и регламентации на них рыболовства исходят прежде всего из задач сохранения их как элемента природного комплекса, как части национального богатства и общечеловеческого достояния (Salvat, 1981b; Bradbury, Reichelt, 1981) с целью эксплуатации прежде всего, их туристического потенциала и во вторую очередь — их рыбных ресурсов. Поскольку уже сейчас очевидно, что любое сколько-нибудь масштабное рыболовство на рифах вызывает дестабилизацию экосистемы и подрыв их привлекательности для туристов, есть тенденция при такой стратегии использования рифов точностью запрещать рыболовство в охраняемых зонах. В США в 1977 г. введен акт, регулирующий охрану и управление рыбными ресурсами, направленный на их сохранение. Серьезные меры по рационализации прибрежного рыболовства приняты в Австралии (Lilburn, 1983). На вылов введены квоты и лицензии. Значительные площади Б. барьерного рифа, вся зона которого объявлена Национальным морским парком, закрыты для рыболовства. Траловому флоту отведены в этой зоне определенные участки.