Такой тип флета характерен для многих атоллов Индо-Тихооокеанского бассейна, расположении в пассатной зоне: для некоторых из Маршалловых островов, островов Лау, Эллис, Туамоту, а также Мальдивских и Сейшельских островов. Схема строения такого флета приводится на рис. 2.1, А. Для флета указанного типа рифов характерно наличие водорослевого вала, построенного кораллинами (Lithophyton, Porolothon, Goniolithon), которые хорошо переносят волновой стресс. У внешнего края флета в прибойной зоне, где нарастает водорослевый вал, в условиях интенсивного водообмена скорость роста кораллин достигает 5-6 мм в год (Adey, Vassar, 1975). В результате вдоль края рифа образуется противостоящий волнобою вал, сложенный литифицированным известняком кораллин, который является типичным элементом многих Тихоокеанских рифов (Quilcher е al., 1966). Для рифов Атлантики водорослевый вал является редкостью. Структуры, сходные с типичным водорослевым валом, имеются на платформенных рифах у Виргинских островов (Adey, 1975) . В классическом виде водорослевый вал приподнят над флетом на 40-60 см, который постепенно надстраивается кораллинами по краю рифа в сторону моря. С внешней стороны тело вала пронизано каналами и дарами. В отдельных местах, где проходят по флету каналы, по которым стекают осадки, они перерезают и вал. За валом обычно находится ложбина, заполненная обломочным материалом. Такая форма водорослевого вала была описана для атоллов Маршалловых островов (Emery et al., 1954, Newell, 1956). В других районах форма и происхождение водорослевого вала могут быть иными. На атоллах Туамоту, по данным Стоддарта ( 1969), и на некоторых о-вах Лау, по нашим наблюдениям, само тело вала образовывалось не сколько в результате надстраивания края рифа водорослями, сколько за счет более интенсивно идущих процессов биоэрозии тела флета, за пределами прибойной зоны.
Во фронтальной зоне флета, в зоне водорослевого вала, часто можно увидеть довольно высокие останцы в виде причудливо источенных эрозией столбов и блоков, монолитно связанных со скальной породой флета (Sachet, 1954). Эти останцы, как полагают, являются остатками тела флета голоценового рифа, выросшего на 1-1,5 м выше в период наибольшего стояния уровня моря и затем подвергшегося эрозии после его снижения. В связи с этим не лишено определенных оснований предложение о том, что такое же происхождение имеют и многие острова, расположенные на флете атоллов и на барьерных рифах (Sewell, 1935). Полностью это предположение, по-видимому, принять нельзя (Stoddart, 1965). Тем не менее участие террас голоценовьх и более древних рифов в качестве скального основания при формировании многих островов вполне очевидно (Chevalier et аl., 1979).
На поверхности флета иногда образуются гряда обломочного материала. Кораллы на поверхности флета редки. Они представлены здесь небольшими, но прочными ветвистыми и массивными колониями, которые растут на флете главным образом в углублениях и на стенках каналов. Большие и самые мелководные участки флета вообще бывают лишены живых кораллов и покрыты известковыми водорослями, а также макрофитами и морскими травами с укороченными талломами, которые, как щетка, растут на больших участках поверхности флета. Ширина плато флета на крупных атоллах составляет 100-300 м. На приподнятых атоллах, о которых идет речь, значительная часть периметра кольцевого рифа занята островами (Chevalier et аl., 1979). Между береговой линией острова и флетом располагается обычно, поясом, приглубая ложбина, дно которой покрыто крупным песком и обломочным материалом. Мы называем ее на схеме прибрежной лагуной по аналогии со сходным элементом окаймляющих рифов (рис. 2.1, В). В случае отсутствия острова флет приподнятых атоллов оканчивается на подветренной лагунной стороне уступом к берегу лагуны, сложенному песком и обломочным материалом (Chevalier et аl., 1979).